?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рюрик из Калининграда - звучит, конечно, весело, но абсурд, не только по причине отсутствия Калининградской области в древности, но  потому что вообще Рюрик - фигура легендарная, то есть не зафиксированная в иных исторических источниках помимо легенды о призвании варягов ПВЛ (плюс практически дословное предание, зафиксированное в 17в в Мекленбурге). Был ли в реальности Рюрик в Старой Ладоге или нет, осмысление ли это Рёрика Ютландского племенем, переселившимся из Рустрингена во Фризии, или некий ободритский Рюрик, реально призванный новгородцами - точно установить мы не можем.
Но если сформулировать данный вопрос как вероятность основания зачатков русского государства воинскими формированиями, образованными на территории древней Пруссии, то тут есть основания для выдвижения смелых гипотез, требующих внимательного изучения.

Связи древней Пруссии и Руси давно привлекали к себе внимание исследователей.
Находки предметов быта, лепной и круговой керамики, княжеских шлемов и предметов вооружения, топонимические и лингвистические параллели, большое количество янтаря балтийского происхождения в славянском поднепровье и странах Востока, историографические свидетельства присутствия пруссов в дружинах русских князей и многое другое - весь этот разрозненный объём исторических фактов пока что не превратился в непротиворечивую научную теорию, позволяющую оценить объём взаимопроникновения культур пруссов и славян, влияния их друг на друга, а также роль выходцев с территории древней Пруссиии в становлении государства Русь.

Утверждать, что пруссы и русы - идентичность, настолько же удивительная гипотеза, как происхождение ариев от инопланетян из созвездия Большой Медведицы. Это то, что ласкает слух и повышает уровень ЧСВ для испытывающих дискомфорт от понимания собственной ничтожности индивидуумов нашего огромного Мира Одиночеств. Это не наш путь.
Также, несмотря на соответствие контексту нашего исследования, никакого значения не имеют:
- этническая принадлежность варягов (т.е., образно говоря, Рюрика)
- возможная близость прусского к славянским языкам
- обилие предметов быта славянского происхождения в археологических находках на территории Калининградской области
- лепная и круговая керамика пруссов, идентичная славянской (а также импоритированная)
- гипотеза о идентичности прусского легендарного родоночальника Видевута славянскому (рюгенскому) Свянтовиту
- наличие на исследуемой территории топонимов Рус, Русна, Россеняй, Роситтен, Рауссен, Вендбург, Перкунов, Скаловония
- неясная этническая идентификация скаловинов, известных сегодня как "скальвы".
Все эти вопросы интересны, но лишь косвенно относятся к главному нашему тезису что Рюрик из Балтрайона, который выглядит так:

Мы берёмся предполагать, что воинское образование, известное как «русь», происходило с территории древней Пруссии (нынешней Калининградской области) на том основании, что данное воинское образование в большой степени состояло из пруссов, утвердило верховным божеством контролируемой территории своего родового бога, обладало атрибутами и символами, характерными для древней Пруссии, а также, возможно, оперировало сакральной и управленческой терминологией прусского происхождения, оставшейся по сей день в русском языке.

Факты этого таковы:
- При всём множестве славянских богов, лишь у пруссов и русов верховным является Перун. У иных племён такими же верховными являлись Сварог, Свентовит, Велес, Радигост и др., о чём есть множество свидетельств, а вовсе не весь пантеон. Вероятней всего, божеством племени являлся мифологизированный предок, поэтому часто встречаемое отождествление различных имён богов друг с другом - большая и безосновательная натяжка. При этом логично, что группа лиц, утвердив свою власть над некой территорией, скорее всего оставит прежним свои верования, наименования богов и погребальный обряд.
- Наличие прусских имён в договорах Руси с Византией 10-го в. Число и долю трудно однозначно установить - трактовки ислледователей расходятся. Однако прусские имена занимают заметную долю в этих договорах, как и имена однозначно славянского и германского происхождения. Естественно предположить, что человек не всегда той национальности, что и язык его имени (напр. у меня греческое имя, у жены - славянское, у сына - тюркское; у большинства россиян - греческие и арамейские), но трудно представить, чтоб имена диких пруссов были так модны в средневековой среде. Скорее всего, это были просто пруссы. И трудно предположить, что все эти идентифицируемые этносы (славяне, германцы и пруссы) одновременно могли рекрутироваться в дружины где-либо за пределами Пруссии. Пруссы небольшой народ и нам неизвестно о его какой-либо пространственной активности в средневековье. А о полиэтнических поселениях на территории Пруссии (Трусо, Кауп), нам известно достаточно хорошо.
- То же самое можно сказать о наименованиях днепровских порогов по Константину Багранородному, также вызывающие множество споров - в них есть как славянский, так и германский, так и прусский компоненты.
- Присутствие в археологических находках Калининградской области княжеской символики, идентичной русской. Это во-первых, сфероконические золочёные шлемы, так называемого "черниговского" типа, совсем непохожие на скандинавские и идентичные русским. И, во-вторых, "герб Рюриковичей", он же "сокол", трезубец, герб Украины, "колюмны Гедеминовичей" и т.д., называйте как хотите, но факт - обозначающий княжескую власть везде, где мелькало слово "русь".
- Возможное происхождение из прусского языка самих русских слов "князь" и "витязь". Тут требуется небольшое пояснение. Нынешняя буква "я" заменила (объединила) в русском языке две иные более древние буквы - "а йотированное" и "юс малый", изначально звучавшие различно (грубо "йа" и "ен"), потом слившиеся в произношении. 1000 лет назад слово "святой" произносилось как ""свянтый", "пять"- "пенть", "князь" - "конёнз", а ""витязь" - "витёнз". Последние 2 слова совпадают с прусским призношением (konungas, vitings) и, скорее всего иначе, нежели из прусского вывести их (от вероятно исходных скандинавских "конунг" и "викинг") невозможно. Выводы вроде бы напрашиваются, но, конечно, окончательно "точки над ё" здесь должны расставить филологи.
- То же лингвистическое исследование требуется провести над прочей властной, обрядовой и сакральной терминологией русского языка и известных обрывков прусского. Например, в наименовании славянского племени кривичей (и латышского обозначение всех русских - krieve) слышно какое-то сакральное значение, аналогичное в наименовании верховного жреца пруссов - Криве. Это предмет дальнейшего глубокого изучения, не терпящий поверхностных выводов.

В общем, как-то обосновать проникновение прусского обрядового, этнического и лингвистического компонентов в среду дружинников-русов в момент зарождения русской государственности иначе, чем фактом набора самих этих дружин на территории древней Пруссии, я не могу.


В любом случае, тема требует требует дальнейшего изучения, освещения, множества исследований. Какие бы выводы мы не получили в конце - пусть восторжествует истина. И всех, кто неравнодушен к данной тематике, я приглашаю к любому сотрудничеству, а также сам поддержу в меру сил все начинания, способствующие воцарению подлинного скромного Знания.

.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
yurate1
May. 4th, 2018 09:10 am (UTC)
вариант подхода к князьям и витязям
265 князь (кн-язь)
По Фасмеру – заимствование праслав. *kъnędzь из прагерм. *kuningaz или гот. *kuniggs, д.-в.-н. kuning, производного от kuni "род". Первая версия подразумевает наличие у прагерманцев этого титула до распада прагерманского языка на отдельные германские языки; при этом подразумевается позднее возникновение славянских языков. Вторая версия подразумевает заимствование в праславянский из готского или древневерхненемецкого. Обе версии несостоятельны из историко-культурных соображений: разрозненные племена, впоследствии принявшие участие в германогенезе, входили в контакт с уже сложившимися славянскими языками.
Славянские аналоги: укр. князь, ст.-слав. кънѩѕь, болг. кнез "старейшина", серб. кне̑з "князь", словен. knȇz "граф, князь", др.-чеш. kněz, слвц. kňaz "священник", польск. ksiądz – то же, в.-луж. knjez "господин; священник", н.-луж. kněz "господин, священник", полаб. knąz "дворянин, поме-щик" (Фасмер); сюда следует добавить польск. książę "князь".
Сопоставление польских слов ksiądz "священник", książę "князь" и księga "книга", książeczka "книжечка", при единственном родственном им księżyc "луна, месяц", показывает, что в польском слова ksiądz "священник", князь książę означают попросту "книжень, книжник". Это логично, по-скольку слова со значением "священник" имеют относительно позднее происхождение, более позднее, чем слова со значением "книга". А наименование Луны - księżyc "княжич" - идёт уже от książę "князь". Поскольку книга не имеет семантической связи с родовитостью древних герман-цев, то в этимологии Фасмера возникают дополнительные сомнения.
Однако при произведении титула князь от книга в др. слав. языках возникают фонетические трудности – появление носового гласного (ст.-слав. кънѩѕь – ст.-слав. кънига) и противопостав-ление по мягкости-твёрдости (напр. сербск. кне̑з "князь" – сербск. књи̏га "книга, письмо"). Вто-рую трудность иногда объясняют т.н. прогрессивной палатализацией (kunning – кънѩѕь, вслед-ствие [i] перед [ng]). Но нам достаточно предположить общее происхождение всех слов от корня "кон-/кън-", имеющего семантику "закон, порядок". Тогда кън-иг-а "за-кон, со-чин-ен-ие" и кън-язь "за-кон-ник, чин" – суффиксальные производные от кон (подобно вит-язь "добытчик" – от вить). Аналогичное чередование "долгий – краткий гласный" имеет место, например, в др.-рус. ров-ъ / ръв-ати, гон-ъ / гън-ати.
( 1 comment — Leave a comment )